Лидерство руководства в ISO 14001:2015


«Идите к людям. Учитесь у них. Живите с ними. Начните с того, что они знают. Стройте с тем, что у них есть. Когда работа будет закончена, а задачи решены, люди скажут хорошему лидеру: «Мы сделали это сами»». Лао Цзы

Многие первые руководители неохотно выполняют лично обязанности, связанные с системой экологического менеджмента (СЭМ), предпочитая делегировать их своим заместителям или другим подчиненным. Однако, участие и поддержка высшего руководства жизненно важны для СЭМ, особенно на этапе внедрения и преобразования системы.

Не случайно в ISO 14001:2015 значительно усилены требования к руководству. В отличие от ISO 14001:2004, в новой версии стандарта появился отдельный раздел 5 «Лидерство», в котором перечислены основные обязательства высшего руководства. Как видно из п. 5.1 «Лидерство и приверженность», ISO 14001:2015 требует от высшего руководства более активного участия и возлагает больше личной ответственности.

Итак, что изменилось в требованиях к руководству в новой версии стандарта?

a) Новый стандарт требует от высшего руководства принять на себя ответственность за результативность СЭМ (п.5.1.1а), не требует назначения представителя руководства. Прежняя версия стандарта требует обеспечить принятие этих обязательств (не обязательно на себя), т.е. допускает делегирование этих функций в значительной степени уполномоченным лицам, требует назначения представителя руководства (п.5.1, п.4.1).

b) Согласно ISO 14001:2015, при установлении экологической политики и экологических целей высшее руководство должно обеспечить их согласованность с контекстом и стратегическим направлением организации (п. 5.1.1b), экологические задачи считаются экологическими целями и отдельно не упоминаются. Согласно прежней версии стандарта, высшее руководство должно установить экологическую политику, экологические цели и задачи с учетом некоторых внутренних и внешних факторов, влияющих на СЭМ (которые не покрывают весь контекст), про стратегическое направление организации упоминания нет (п. 4.2, п. 4.3.3).

c) Согласно новому стандарту, высшее руководство должно обеспечить, чтобы требования системы экологического менеджмента были интегрированы в бизнес-процессы организации (п. 5.1.1с), в ISO 14001:2004 это предполагается, но не прописано в стандарте.

d) Обе версии стандарта требуют от высшего руководства обеспечивать ресурсами, необходимыми для системы экологического менеджмента (см. 5.1.1d ISO 14001:2015 и п. 4.4.1 ISO 14001:2004)

e) Обе версии стандарта говорят о необходимости доведения до сведения всех в организации выполнения требований СЭМ (п. 5.1.1е ISO 14001:2015 и п. 4.4.2 ISO 14001:2004). Однако, согласно ISO 14001:2015, это задача высшего руководства, также как и распространение в организации понимания важности результативности СЭМ. Доведение до сведения всех в организации важности результативности СЭМ в прежней версии стандарта подразумевается, но сформулировано не конкретно.

f) Обе версии стандарта возлагают ответственность за результативность СЭМ на высшее руководство. В ISO 14001:2015 это обязательство сформулировано более конкретно (п. 5.1.1f). В ISO 14001:2004 оно описано как обязательство высшего руководства проводить анализ СЭМ для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности (п. 4.6).

g) ISO 14001:2015 требует, чтобы высшее руководство направляло и поддерживало усилия персонала на обеспечение результативности системы экологического менеджмента. (п. 5.1.1g). В ISO 14001:2004 это требование подразумевается, но не сформулировано как обязательство высшего руководства.

h) Новая версия стандарта прямо требует от высшего руководства поддерживать улучшения в организации (п. 5.1.1 h). В ISO 14001:2004 требование к руководству поддерживать улучшения сформулировано как обязательство высшего руководства проводить анализ СЭМ, в процессе которого рассматриваются рекомендации по улучшениям, назначаются соответствующие действия (см. п. 4.6).

i) ISO 14001:2015 призывает высшее руководство поддерживать соответствующих должностных лиц в демонстрации ими лидерства в рамках их ответственности и полномочий (п. 5.1.1 i). В ISO 14001:2004 об этом не говорится.

Очевидно, что изменения требований ISO 14001:2015, скорее всего, потребуют изменений в системах менеджмента организаций и методах управления, используемых руководителями.

Пример 1
В новой версии стандарта теперь нет упоминаний о представителе руководства, но обязанности представителя сохранены и должны быть распределены внутри организации. Большую часть этих обязанностей руководитель должен взять на себя. Даже если организация захочет сохранить существующую должность представителя, чтобы соответствовать ISO 14001:2015, высшему руководству потребуется больше самому вникать, участвовать и решать вопросы, связанные с СЭМ.

Пример 2
Согласно ISO 14001:2004, считается допустимым, если в ходе аудитов СЭМ от имени высшего руководства выступает только представитель руководства. Новые требования предполагают обязательное личное присутствие высшего руководства во время аудиторской проверки. Кроме того, высшее руководство должно быть в состоянии продемонстрировать аудиторам свидетельства своего лидерства и приверженности СЭМ, обосновать экологическую политику, экологические цели организации, результативность экологического менеджмента, применяемые системы поощрения работников, методы взаимодействия с линейными руководителями, ресурсное обеспечение и т.д.

Таким образом, изменения требований к высшему руководству, изложенные в разделе 5 ISO 14001:2015, могут реально помочь организациям в их продвижении вперед. Организации, которые до сих пор испытывали некоторые трудности в решении вопросов СЭМ из-за недостаточной заинтересованности и отсутствия личного примера со стороны высшего руководства, наконец, получили хорошую возможность их преодолеть.