Пункт 4.2 ISO 14001:2015


Одним из первых шагов на пути внедрения Системы экологического менеджмента в соответствии с ISO 14001:2015 (СЭМ) является определение потребностей и ожиданий (требований) заинтересованных сторон. Этот шаг очень важен, поскольку информация, собранная организацией на этом этапе, оказывает существенное влияние на всю Систему экологического менеджмента, в том числе, на ее Политику и цели.

 

В чем заключается требование п.4.2 ISO 14001:2015?

Пункт 4.2 ISO 14001:2015 требует, чтобы организация определила:

  • Кто является ее заинтересованными сторонами в рамках ее СЭМ и чье мнение важно для организации?
  • Каковы потребности и ожидания заинтересованных сторон, мнение которых она будет учитывать в своей СЭМ?
  • Какие из этих требований она будет соблюдать?

 

Заинтересованные стороны согласно ISO 14001:2015

Согласно п. 3.1.6 ISO 14001:2015, заинтересованными сторонами (interested party) являются лица или организации, которые могут прямо или косвенно влиять на решения или действия организации. Также к заинтересованным сторонам относятся организации или лица, на которых могут влиять решения и действия организации или которые полагают, что на них могут влиять эти решения и действия.

Заинтересованные стороны могут быть внутренними и внешними. К внешним заинтересованным сторонам относятся финансовые организации, потребители, поставщики, партнеры, контролирующие органы и т.д. и общество в целом. Внутренние заинтересованные стороны могут включать владельцев, сотрудников, инвесторов организации.

Поскольку в ISO 14001:2015 речь идет о заинтересованных сторонах, значимых в рамках Системы экологического менеджмента, то при внедрении этого стандарта организациям следует выявлять те заинтересованные стороны, которые имеют или могут иметь отношение к ее экологическим результатам и обязательным требованиям в области охраны окружающей среды. Т.е. те, кто может положительно или негативно влиять на способность организации достигать своих экологических показателей и соответствовать обязательным требованиям или, напротив, может испытывать на себе влияние ее экологической деятельности.

 

Например,

Горнорудное предприятие ХХХ на юге Казахстана, входящее в состав одного из производственных объединений крупной горнорудной и металлургической компании. Предприятие ХХХ расположено в Жамбылской области, тогда как Управления производственного объединения и всей горнорудной и металлургической компании находятся в Карагандинской области. Продукция предприятия ХХХ (медесодержащая руда) поставляется на обогатительную фабрику того же производственного объединения, расположенную в г. Балхаш Карагандинской области.

Кто и почему может быть заинтересован в результатах экологической деятельности данного предприятия:

  • Владельцы горнорудной и металлургической компании - заинтересованы в ценности активов и прибыли компании, поэтому стремятся избежать репутационных рисков, штрафов и других издержек.
  • Руководство горнорудной и металлургической компании, производственного объединения и предприятия ХХХ – поскольку обеспечивают ресурсами, определяют общее направление и руководство деятельностью предприятия в области охраны окружающей среды, стремятся избежать штрафов, нареканий со стороны контролирующих органов и аварийных ситуаций.
  • Сотрудники предприятия ХХХ, подрядчиков и поставщиков, работающие и проживающие на территории предприятия, – поскольку своей деятельностью и действиями могут прямо и косвенно влиять на экологические результаты предприятия, а также испытывают негативное воздействие его экологических аспектов, таких как шум, неорганическая пыль, вибрация, излучение и т.д.
  • Люди, проживающие поблизости от объектов предприятия ХХХ, – поскольку деятельность предприятия оказывает вредное воздействие на окружающую среду – загрязнение атмосферы, почвы, есть вероятность загрязнения грунтовых вод.
  • Сотрудники обогатительной фабрики – заинтересованы в соответствии руды, поставляемой с предприятия ХХХ, установленным нормам безопасности, поскольку используют ее в своем технологическом процессе, испытывают влияние экологических аспектов, связанных с хранением и обогащением руды, таких как неорганическая пыль и излучение.
  •  Жители города Балхаш – испытывают на себе вредное воздействие на экологию деятельности обогатительной фабрики, поэтому также заинтересованы в соответствии руды, поставляемой с предприятия ХХХ, установленным нормам безопасности, чтобы уровень радиационного фона и загрязнения воздуха в городе не превышал допустимой нормы.
  • Конечные потребители продукции производственного объединения – поскольку хотят получать безопасную продукцию.
  • Местные органы власти и контролирующие органы (Карагандинской и Жамбылской областей) - так как выдвигают требования в области охраны окружающей среды к деятельности Предприятия, Производственного объединения и горнодобывающей и металлургической компании в целом, могут оштрафовать, приостановить деятельность в случае невыполнения их требований, соответственно, влияют на издержки, репутацию и функционирование бизнеса.
  • Общество – заботится о сохранении не возобновляемых природных ископаемых для будущих поколений, поэтому заинтересовано в том, чтобы добыча медесодержащей руды осуществлялась Предприятием в соответствии с установленными требованиями по рациональному использованию и охране недр. 
  •  Др.

 

Определение и анализ заинтересованных сторон

Определение и анализ заинтересованных сторон, имеющих отношение к СЭМ, лучше проводить коллективно, например, с помощью метода «Мозгового штурма». 

Определить заинтересованные стороны организациям могут вопросы:

  • Кто заинтересован в результатах экологической деятельности организации? Для кого экологические воздействия организации могут представлять выгоду или угрозу?
  • Кто участвует в процессах организации? Кто является поставщиком товаров и услуг, используемых в процессах организации в рамках области применения СЭМ? 
  • Чьи действия могут повлиять на способность организации достичь целей СЭМ?
  • И т.д.

Внутренних и внешних сторон, заинтересованных в экологической деятельности организации, может быть очень много. Поэтому после того, как организация определит список заинтересованных сторон, ей необходимо выбрать из них наиболее значимых, т.е. чье мнение об организации ее беспокоит, чьи потребности и ожидания она будет учитывать в своей СЭМ. При выборе значимых заинтересованных сторон организации должны учитывать законодательные и другие обязательные требования, а также собственные потребности. Очень часто для определения и анализа заинтересованных сторон применяется метод «Анализ Стейкхолдеров».

Список значимых для СЭМ заинтересованных сторон рекомендуется задокументировать в любой приемлемой форме.

 

Определение и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

После того, как организация составит список своих значимых заинтересованных сторон, ей необходимо определить и проанализировать их ключевые потребности и ожидания (требования), связанные с Системой экологического менеджмента. Также организации следует подумать и учитывать, какие могут быть возможные конфликты их интересов. Это может быть не простой задачей, так как придется проанализировать большой объем информации (применимые законодательные и нормативные акты в области охраны окружающей среды, внутренние регламенты, контракты с заказчиками и поставщиками, опросы потребителей и др.).

При определении потребностей и ожиданий заинтересованных сторон организации могут использовать следующие вопросы:

  • Что ожидает или может ожидать заинтересованная сторона от Системы экологического менеджмента, процессов, продукции и услуг, персонала организации с точки зрения охраны окружающей среды?
  • Какой будет реакция заинтересованной стороны, если ее ожидания оправдаются или не оправдаются? 
  • Какое влияние окажет реакция заинтересованной стороны на СЭМ организации?
  • Какие интересы заинтересованной стороны совпадают или не совпадают с интересами организации? В чем может быть конфликт интересов разных заинтересованных сторон?
  • И т.д.

Существуют множество потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, которые организация может перечислить, но не каждое ожидание заинтересованной стороны должно стать чем-то, о чем организация будет заботиться. Особенно, если оно необоснованно, нецелесообразно или по каким-то причинам невыполнимо для организации. Организации необходимо определить, какие из потребностей и ожиданий заинтересованных сторон станут обязательствами ее Системы экологического менеджмента.

Это достаточно просто в отношении законодательных, контрактных и других обязательных требований. Намного сложнее принять решение в отношении непрописанных, нестандартных и/или необязательных требований.

 

Например,

Заказчик время от времени высказывает устные пожелания, чтобы Вы сертифицировали свою Систему экологического менеджмента в соответствии с ISO 14001 или включает вопрос о сертификации СЭМ в форму ежегодного опроса поставщиков, но не прописывает данное требование в контракте. В этом случае организации предстоит решить, будет ли она принимать во внимание данное пожелание заказчика.

 

Информацию о потребностях и ожиданиях значимых заинтересованных сторон необходимо задокументировать способом, приемлемым для организации.

Таким образом, имея полное представление о том, кто и почему заинтересован в результатах экологической деятельности организации , что ожидают от нее и какие требования она будет учитывать, организации смогут создать уникальную и основательную, Систему экологического менеджмента. Такая система, в отличие от формальных систем, будет в состоянии эффективно решать важные и индивидуальные задачи организации, а не устранять мелкие ошибки или создавать «видимость» наличия системы.